Лид-формой называют блок или всплывающее окно с полями, которые пользователь заполняет с определенной целью. На сайте строительной компании это может быть получение обратного звонка для расчета стоимости услуг, в интернет-журнале – подписка на рассылку свежих статей и т. д.
Лид-форма состоит из трех элементов: полей для заполнения, кнопки отправки и короткого сообщения в случае успеха или неудачи. Что касается оптимального количества полей, то споры на этот счет ведутся до сих пор. С одной стороны, люди не любят много писать. Соответственно, чем меньше полей, тем выше конверсия (в идеале вообще ограничиться именем и номером телефона). С другой стороны, чем больше данных пользователь ведет изначально, тем лучше менеджер сможет построить диалог и тем меньше дополнительных вопросов ему придется задавать. «Что же делать?» – спросите вы. Найти золотую середину – собирать только ту информацию, которая понадобится для качественной обработки заявки.
Чтобы понять, какие данные потребуются для работы, достаточно проанализировать нишу и конкурентов. Обычно короткие формы подходят для товаров, которые пользуются спросом и отличаются доступной ценой (недорогая техника, одежда, повседневные услуги). Расширенные – для ниш, связанных с продажей недвижимости, автомобилей, дорогостоящего оборудования.
Три задачи, которые позволяет решить лид-форма
Лид-форма на сайте выполняет следующие функции:
- 1Сбор заявок. В этом случае форма является связующим звеном между потенциальным клиентом и представителем компании. Заинтересовавшись в товаре или услуге, человек оставляет свои данные для получения обратного звонка (реже – письма на электронную почту). При этом цели, которые он преследует, могут быть разными: предварительная запись, расчет стоимости, оформление заказа, получение ответов на те или иные вопросы. Сотрудник компании получает данные, обрабатывает их и связывается с потенциальным клиентом. Иными словами, сама по себе лид-форма не продает. Это делает менеджер, задача которого – добиться от человека совершения целевого действия (оформление заказа, запись на услугу и т. д.).
- 2Подписка. Некоторые формы подталкивают человека подписаться на рассылку информационных и рекламных материалов (полезных статей, новостей, акционных предложений). Учитывая то, что почта современного пользователя чаще всего забита спамом, добывать контактные данные приходится с трудом. Самый простой способ – пообещать потенциальному клиенту подарок за подписку. Им может стать полезный материал (например, чек-лист), промокод, скидка на следующий заказ и т. д. Подписав человека на рассылку, владелец сайта может поддерживать с ним постоянную связь и побуждать к совершению целевых действий.
- 3Регистрация. Форма регистрации является разновидностью лид-формы и содержит больше полей, чем обычно (имя, фамилия, номер телефона, адрес электронной почты, пароль и другие). Большинство людей не любят регистрироваться на сайтах, т. к. это отнимает время и требует совершения дополнительных действий. Поэтому, как и в случае с подпиской, можно использовать бонусы: скидки, подарки, доступ к большему числу функций и т. д. Если вебмастер полагает, что форма регистрации необходима, нужно максимально упростить ее: сократить количество полей, разбить на несколько уровней, предложить альтернативный способ авторизации через социальные сети, реализовать опцию отложенной регистрации.
Как правильно составить лид-форму
Чтобы лид-форма работала на благо сайта, а не наоборот, нужно внимательно подходить к ее составлению. А помогут вам в этом следующие рекомендации:
Удачное расположение
Размышляя о том, в какой части будет находиться форма, нужно учитывать, что все люди разные. Одни принимают решение сразу, не уходя с первого экрана, другие пролистывают сайт до конца и внимательно изучают предложенную информацию. Если вы хотите угодить и первым, и вторым, разместите две формы: одну – в самом начале сайта, другую – ближе к концу или середине.
Правильное оформление
Скромность красит кого угодно, но только не лид-форму. Окно с полями для заполнения должно сразу бросаться в глаза, чтобы у пользователя не было шансов упустить его из виду. Выделить форму обратной связи можно несколькими способами: путем повышения яркости, помещения в отдельный визуальный блок, выделения рамкой. Самый популярный и действенный способ – сыграть на контрасте, например, сделать фон белым, а форму зеленой.
Мотивация потенциальных клиентов
Чтобы люди проявляли активность (заполняли поля, оставляли заявки, подписывались на рассылки), их нужно замотивировать. Сделать это можно с помощью разных «плюшек»: скидок, бонусов, промокодов, небольших подарков (обучающих курсов, чек-листов, электронных книг, мастер-классов, экспертных статей и т. д.). Чтобы узнать, какие награды лучше работают в вашей сфере, можно проанализировать сайты конкурентов.
Кнопка отправки данных
От внешнего вида кнопки и ее расположения напрямую зависит количество нажатий, а следовательно, конверсия и прибыль. Кнопка должна быть яркой, выпуклой, выделяющейся на фоне других элементов. Тексту тоже следует уделить внимание: стандартное «Отправить» можно заменить интересной и оригинальной надписью, например, «Получить консультацию эксперта» (для инвестиционной компании) или «Отправиться в путешествие мечты» (для турфирмы).
Отказ от капчи
Капча – компьютерный тест, определяющий, кем является пользователь: реальным человеком или ботом. Сама по себе функция полезна, т. к. защищает сайт от спама и повышенной нагрузки, способной привести к его обрушению. Вот только в лид-форме капчу использовать нежелательно, т. к. она может отпугнуть потенциального клиента и заставить его уйти на сайт конкурентов.
Сообщение о результате отправки данных
За заполнением формы и нажатием кнопки должно следовать сообщение, оповещающее пользователя о результате совершенных действий. В случае успешной отправки это может быть «Спасибо за обращение! В ближайшее время наш сотрудник свяжется с вами», в случае неудачной – «Ой, кажется, вы заполнили не все поля. Пожалуйста, введите оставшиеся данные».
Чтобы заполнение формы не вызывало сложностей, нужно использовать встроенные подсказки и шаблоны, а также зеленые галочки или плюсики в случае корректного ввода. Важно, чтобы при допуске ошибок заполненные данные не удалялись. В противном случае высока вероятность того, что пользователь уйдет с сайта.
Безопасность данных
Согласно действующему законодательству наличие политики конфиденциальности является обязательным условием функционирования сайта. Она позволяет клиенту быть уверенным в сохранности личной информации, повышает лояльность и уровень доверия. Используйте данные пользователей в соответствии с политикой и только тогда, когда они дали на это согласие. Обычно рядом с кнопкой пишут, что, нажимая на нее, пользователь соглашается с политикой конфиденциальности либо дает разрешение на обработку персональной информации.
Подводя итоги, можно отметить, что лид-форма используется для сбора заявок и превращения потенциальных клиентов в реальных. Чтобы понять, какой вариант будет лучше работать в вашем бизнесе, стоит изучать сайты конкурентов, периодически вносить коррективы в готовый вариант и следить за показателями конверсии.